Человек есть то, что он из себя представляет
Ж.П. Сартр.
Самовоспитание – Определенный тип отношения, поступков, действий с точки зрения соответствия определенному идеалу. Волевой процесс, в котором регулируется весь образ жизни человека. Сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им самим силы и способности. Сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программы развития Систематическая, последовательная работа личности из усовершенствования своих положительных и устранение отрицательных качеств.
Самовоспитание направленно на формирование социально-необходимых качество личности и осуществляется под влиянием общественно значимых факторов.
В самовоспитание проявляется активная жизненная позиция личности, и из этого можно сделать вывод, что самовоспитание нуждается в активном осознании личностью своего «Я». И самосознание тесно связано с воспитанием, выступая в роли его продолжения. Во многих случаях, люди, том числе школьники, сами ставят перед собой определенные цели и задачи, намечают пути их решения и начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Примеров тому в истории очень много, например, Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной цели: он стал выдающимся оратором.
Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.
А.П. Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».
Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период.
Известен случай, когда ученик 6 класса поставил перед собой цель – преодолеть неграмотность по русскому языку, и в течение продолжительного времени ежедневно переписывал в тетрадь различные тексты на русском языке, стараясь запомнить написание отдельных слов, разобраться в знаках препинания, пока не стал уверенно писать классные диктанты и изложения, а также другие письменные работы. И подобных случаев в школьной практике случается немало.
Как уже было сказано выше, многие специалисты считают, что наиболее благоприятным периодом развития потребностей в самовоспитании является подростковый возраст. «Каким я должен быть?» - задает вопрос растущий человек. Чтобы ответить на этот вопрос надо знать самого себя.
Активная деятельность – основное условие формирования личности и ее качеств. Побуждение к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство неудовлетворенности собой, стремление к новому. Но, с другой стороны, необходимая вера в себя и в помощь других, например, семьи. Проблема подростков заключается в том, что они далеко не всегда соизмеряют своим потребности к самостоятельности с реальными возможностями. Отсюда конфликты, отказ от осмысленного самовоспитания, что порой порождает подражание не лучшим образцам поведения.
Важно помочь ребятам в организации самопрогнозирования. Каждый хочет заглянуть в завтрашний день. Прогноз может быть краткосрочным (дни, недели), среднесрочный (каникулы) или долгосрочным (окончание вуза, устройство семьи) - обсудить с родителями итоги классного часа на тему «Моя семья».
Но все виды прогноза реальны в семье, при активном участии родителей. Это:
- Помощь в выборе профессии;
- Выбор вуза;
- Совместный поиск ответов на вопрос, каков будет спроси на специалистов разного профиля через некоторое время и т.д.
Но далеко не все ребята готовы к прогнозированию, в зависимости от типов отношений к своему будущему.
Классификация:
Фаталисты:
не задумываются о завтрашнем дне, считают, что все заранее предопределено судьбой, и от нее не уйдешь. Здесь сказывается боязнь заглядывать в завтрашний день, не ожидая от него ничего хорошего.
Стрекозы:
имеются в виду люди, напоминающие крыловскую стрекозу, они не хотят задумывать о завтрашнем дне. В основе такого подхода явно завышенное представление о ценности дня сегодняшнего и недооценка дня завтрашнего.
Муравьи:
люди с нормальной реакцией на события сегодняшнего и завтрашнего дня, умеющие обдумывать свои поступки в соответствии с событиями и планами. Они способны ко всем видам прогноза.
Компьютеры:
для них характерно планирование каждого своего шага, вплоть до мелочей. Они не просто планируют, они занимаются самим процессом, и для них это важнее, чем просто предвидеть события. Этим детям свойственно ответственное отношение к своим обязанностям, но и мнительность, и тревожность, нерешительность в сложных ситуациях.
Кассандры и Прорицатели беды: -
такие старшеклассники видят в будущем только неприятности и пытаются в каждом шаге «избежать неизбежных бед», застраховаться от проблем. Это лишает их удовольствия от радости сегодняшнего дня. Они склонны к одиночеству, скрывают свои мысли и намерения. Часто пессимистичны.
Становится очевидным, что самовоспитание и сознательную дисциплину сначала задают взрослые, и при правильном подходе эти навыки должны перейти во внутреннее требование ученика к себе. Если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие компоненты:
- Критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания.
Самооценка: формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Самооценка формируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе, и когда он критически сопоставляет себя с окружающими.
- Разработка программы самовоспитания.
- Определение методов самовоспитания.
- Непосредственная работа личности надо собой.
- Самоконтроль.
Этапы самовоспитания:
1. Этап принятия решения: все начинается с принятия твердого решения о необходимости личного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществить целенаправленное самовоспитание. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала, к которому можно стремиться в процессе самовоспитания. Идеал можно выбрать или создать.
2. Этап самопознания: ученик стремиться познать себя в соответствии с выбранным идеалом. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. В рамках этого этапа также происходит формирование и уточнение ценностей и ориентиров человека.
3. Выбор средств, составление плана: человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и поступки человека в разных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства используются, примерные сроки достижения намеченного.
4. Реализация планов: практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров.
Выводы:
1. Самовоспитание – это важный момент в воспитании личности. Самовоспитание тесно связано с воспитанием, выступая в роли его продолжения.
2. Самовоспитание нуждается в активном осознании личностью своего «Я».
3. Самовоспитание и сознательную дисциплину сначала задают взрослые
|