Игровая технология
Результаты диагностики кадет в образовательном процессе
2017-2018 учебный год
Учитель: Золотарева Ирина Александровна
Методика определения уровня обучаемости по предмету (на основе методики П.И. Третьякова)
Решение данной задачи нужно начинать с определения обучаемости. Обучаемость – это объем и глубина знаний обучающегося по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Это можно определить с помощью письменных, проверочных работ, охватывающих все элементы знаний и требующих применение этих знаний на разных уровнях самостоятельности.
Отслеживание динамики обучаемости помогает спланировать вариант методы и приёмы, используемые на уроке для получения максимально возможного положительного результата усвоения знаний учащимся.
Алгоритм проведения контрольно-методического среза
Учитель:
1. Выбирает новый, небольшой по объему учебный материал базисного уровня до 10 минут.
2. Объясняет на основе актуализации известной информации новый учебный материал.
3. Показывает образец применения знаний в подобной ситуации.
4. Показывает образец применения нового материала в аналогичных измененных ситуациях.
5. Организует самостоятельную работу, в ходе которой, обучающиеся отвечают на пять вопросов:
5.1. Напишите, что вы узнали нового.
5.2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
5.3. Выполняет задание по образцу.
5.4. Выполняет задание в измененной ситуации.
5.5 Применяет полученные знания в новой ситуации.
Как только 3-4 человека сдают выполненные задания, учитель собирает рабочие записи у всех в классе.
Характеристики уровня обучаемости:
1. Третий, очень высокий, творческий (обучающийся выполнил все пять заданий) – обучающийся свободно усваивает материал, владеет умственными операциями, умеет выделять главное, в частности видит общее; способен самостоятельно развивать раскрываемые на уроке положения, легко переносит знания в новые ситуации, за короткое время достигает высокого уровня знаний и способов их добывания, готов к переходу на новые уровни умственного развития.
2. Второй, средний, прикладной уровень (обучающийся выполнил четыре задания) - ученик усваивает новый материал после определённого объёма тренировочной работы, выделяет основное, существенное не сразу, а после необходимых упражнений, умеет видеть в частном общее; овладев знаниями и способами действий, переносит их в новые ситуации. Для достижения высокого уровня знаний ему требуется более длительное время.
3. Первый, низкий, репродуктивный уровень (обучающийся выполнил первые три задания) - ученик усваивает материал после длительной тренировочной работы и то не в полном объёме, затрудняется выделить существенное, делает это после общих упражнений со всем классом, выполняет задания преимущественно по образцам. На усвоение материала требуется длительное время.
Практическое занятие
Учитель говорит обучающимся, что в конце урока проведет тест на внимание. Предлагает ответить письменно на вопросы. Например, после повторения темы “Passive Voice” («Пассивный залог») вопросы могут быть такими:
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Составляя предложения о пассивном залоге, в каких случаясь мы будем употреблять перед дополнением предлог “by”, в каких “with”?
3. Выполните задания по образцу: with a knife, by him - … an axe, … the company, … her, …a spoon.
4. Найдите ошибку: the book was written by a famous writer; the book was published with a company; the book is being reading by him; he wrote a letter with a green pen.
5. Где используются полученные знания.
Кто ответил на все 5 вопросов, значит, был на уроке очень внимательным, получает оценку «5». На четыре вопроса – «4» - не совсем внимателен, отвлекался. Оценка – «4». На три вопроса – «3» - невнимателен, не понял новый материал, надо дома прочитать в учебнике, постараться разобраться.
Результаты теста на определение уровня обучаемости:
Выполнены все задания – третий творческий уровень.
Выполнено 4 задания – второй, средний, прикладной уровень обучаемости.
Выполнено 3 задания – первый, низкий, репродуктивный уровень обучаемости.
Тема «Passive Voice» (пассивный залог) |
Начало учебного года |
Конец учебного года |
||||||
9А (9ч.) |
9Б (9ч.) |
10А (7ч.) |
10Б (9ч.) |
9А (9ч.) |
9Б (9ч.) |
10А (7ч.) |
10Б (9ч.) |
|
Третий уровень обучаемости |
1 11% |
0 |
0 |
1 11% |
2 22% |
0 |
1 14% |
2 22% |
Второй прикладной уровень обучаемости |
5 55%
|
5 55% |
4 57% |
4 44% |
5 55% |
7 77% |
5 71% |
5 55% |
Первый репродуктивный уровень обучаемости |
3 33% |
4 44% |
3 42% |
4 44% |
2 22% |
2 22% |
1 14% |
2 22% |
Результаты: проводимые в течение года занятия с подобными заданиями на проверку внимания и усвоения программного материала повысили уровень обучаемости кадет в среднем на 10,5%. |
Критериально-ориентировочная диагностика на уроках английского языка.
Наряду с традиционными оценками динамики продвижения обучающегося в учебном процессе применяется критериально-ориентировочная диагностика (КОД). Данная технология является эффективной и позволяет продуктивно работать не только над качеством образовательного процесса, но и отслеживать сформированность ключевых компетентностей кадет, уровень их познавательного интереса.
Языковой портфель (“My Language Portfolio”) является неотъемлемым компонентом УМК серии Английский в фокусе (Spotlight) для обучающихся общеобразовательных организаций. Языковой портфель позволяет обучающимся собрать все свои достижения, а учителям провести критериально-ориентировочную диагностику в начале и конце года. Содержание языкового портфеля направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
КОД успеваемости организации учебной деятельности кадет 6-7 классов класса.
Мотивы в основном учебно-познавательные, связанные с содержанием и процессом обучения, 94% кадет могут вести и поддерживать элементарный диалог, расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, кратко передавать содержание прочитанного, воспринимать на слух речь учителя, одноклассников, речь в записи, читать и понимать содержание текста на уровне значения, пользоваться справочным материалом, делать выводы из прочитанного, выполнять лексико-грамматические упражнения.
6% лучше понимает содержание материала, отличает существенные признаки от несущественных, но учебные действия усваиваются в готовом виде и осуществляются пока на ограниченном учебном материале.
Большинство обучающихся 6-7 классов организванны и ответственны, у них отмечается трудолюбие, умение планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.
Вместе с тем, обучающиеся не всегда умеют рассчитывать свои силы, не настойчивы в достижении цели, над чем и необходимо работать. Кроме того, следует обратить внимание на особые позиции (у некоторых обучающихся отсутствует познавательный интерес, недостаточно понимают содержимое учебного материала).
Рекомендации: для побуждения обучающихся к совершенствованию своей учебной деятельности провести знакомтсво с личными результатами каждого, чтобы дети проанализировали свои сильные и слабые стороны, акцентировали свое внимание на существующие у них проблемы и наметили пути их решения. Провести часы общения по наиболее остро стоящим проблемам.
Таким образом, анализ диагностических данных по использованию игровых технологий на уроках английского языка показал, что данная технология, применяемая в образовательном процессе, способствует формированию полноценной мотивационной основы для изучения английского языка. Технология позволяет достигать высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности кадета.
Ссылка на материал в формате PDF с диаграммами.